дата рождения: 5 марта, 1922 место рождения: Болонья, Эмилия-Романия, Италия дата смерти: 2 ноября, 1975 | 53 года место смерти: Лидо ди Остия, Рим, Италия деятельность: Сценарист, Режиссёр, Актёр, Композитор самые известные картины: «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Птицы большие и малые» (1966), «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1973), «Сало, или 120 дней Содома» (1975)
Биография
Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу на своей «второй родине» (со стороны матери) во Фриули, где в 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе». В 1950 переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь региональной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов.
В начале 1960-х гг. дебютирует как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (1962) и снятая следом «Мама Рома» (1962) в первую очередь свидетельствовали о творческом претворении наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобычная культура, анализом которой до сего времени кино не занималось. В короткометражном фильме «Овечий сыр», снятом для альманаха «Рогопаг» (1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первобытные инстинкты, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм «Евангелие от Матфея» (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации (протеста) для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В философской притче «Птицы большие и малые» (1965) он сопрягает целостные временные пласты — современность и средневековье. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1966) и «Медее» (1969), дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В «Теореме» (1969), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме «Свинарник» (1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма.
Пазолини, художник левых взглядов, противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, считая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью он создает свою «трилогию жизни» — фильмы «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессансного восприятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, Пазолини исчерпывающе дал собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении.
Последний фильм автора «Сало, или 120 дней Содома» (1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, а исследующих тиранию в ее потаенных, сексуально замещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял «знаковые», узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При непроясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима. (источник статьи - mega.km.ru)
Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19. Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съемках фильма Ro.Go.Pa.G. и приговорен к условному заключению. В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключен за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни остался убежденным коммунистом.
В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу, — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам, «противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры. Создавать фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, того физического начала, élanvital¹, которое было давно утеряно».
Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было переломано 10 ребер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу внезапно несколько раз проехала машина, после чего он наконец-то был замечен не вполне трезвым водителем, проехавшим по нему дважды. Пино Пелози (PinoPelosi) был арестован и осужден за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. (источник статьи - ru.wikipedia.org)
Фильмография
1. (1975) - Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma 2. (1974) - Pasolini e... la forma della città 3. (1974) - Цветок 1001 ночи / Il fiore delle mille e una notte 4. (1972) - Кентерберийские рассказы / I racconti di Canterbury 5. (1972) - 12 декабря 1972 / 12 dicembre 6. (1971) - Декамерон / Il decameron 7. (1970) - Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un'Orestiade africana 10. (1969) - Медея / Medea 11. (1969) - Свинарник / Porcile 12. (1969) - Любовь и ярость(гнев)/ Amore e rabbia (киноальманах) 13. (1968) - Теорема / Teorema 14. (1968) - Appunti per un film sull'India (ТВ) 15. (1968) - Каприз по-итальянски / Capriccio all'italiana 16. (1968) - Capriccio / All’italiana (киноальманах) 17. (1967) - Царь Эдип / Edipo re 18. (1967) – Ведьмы(Колдуньи) / Le streghe (киноальманах) 19. (1966) - Птицы большие и малые / Uccellacci e uccellini 20. (1965) - Padre selvaggio, Il 21. (1965) - Sopralluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo 22. (1965) - Разговоры о любви / Comizi d'amore 23. (1964) - Le mura di Sana 24. (1964) - Евангелие от Матфея / Il vangelo secondo Matteo 25. (1963) - Гнев / La rabbia 26. (1963) - Рогопаг / Ro.Go.Pa.G. (киноальманах) 27. (1962) - Мама Рома / Mamma Roma 28. (1961) - Аккаттоне / Accattone